Лекция «Корейское традиционное искусство: тхальчхум, пхунмуль»
Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки и Центр корейского искусства и языка в России
Театрализованные представления в масках «тхальчхум» и жанр народной музыки «пхунмуль», который включает игру на ударных инструментах, танцы и пение, составляют важную часть культурного наследия Кореи.
В ходе лекции слушатели узнали об истоках и становлении корейского музыкального искусства, об этапах развития, о сюжетах и об образах народных театрализованных представлений.
После лекции состоялась музыкальная иллюстрация «Танец льва» и другие номера в исполнении корейских и российских артистов и музыкантов.
Лекторы:
- Ео Су Мин — директор Центра корейского искусства и языка в России, старший преподаватель Московского городского педагогического университета, музыкант, исполнитель музыки на традиционных ударных инструментах;
- Пак Ин Су — профессор факультета традиционного исполнительского искусства Корейского государственного университета искусств (Сеул, Республика Корея), исследователь и исполнитель традиционных танцев в масках тхальчхум.
Справка
Тхальчхум
Тхальчхум в декабре 2022 года был внесён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Основные темы тхальчхума включали, например, изгнание злых духов, критику коррумпированной бюрократии и представителей высшего сословия, высмеивание и осуждение некоторых негативных явлений в жизни патриархального общества, а также сценки, изображающие радости и горести простых людей. Корейские танцы в масках в прежние времена часто включали сюжеты, связанные с социальными проблемами в сельских общинах, и порой представляли собой сатирические представления. Существуют танцы, критикующие
Пхунмуль
Пхунмуль своими корнями уходит к коллективному труду крестьян. Первоначально представления в этом жанре исполняли на сельских праздниках и во время шаманских ритуалов. В наши дни пхунмуль приобрёл широкое значение и является самостоятельным видом исполнительного искусства. Выступления в жанре пхунмуль зачастую проходят под открытым небом. В них участвуют десятки исполнителей, которые постоянно находятся в движении. Игра на ударных инструментах самульнори — это главный элемент пхунмуля. В группу музыкантов входят исполнители на других инструментах: ударных и духовых. Вслед за музыкантами идут танцоры, часто играющие на маленьком барабане сого. Минё (народные песни) и пение также входят в представление в жанре пхунмуль, при этом зачастую зрители с энтузиазмом подпевают и танцуют вместе с исполнителями. Исполнители пхунмуля надевают яркие разноцветные наряды: типичный головной убор артистов напоминает большой яркий цветок. Профессиональные исполнители иногда надевают санмо — шляпы с длинными лентами, которые во время движения головы образуют в воздухе сложные узоры.
Танец льва
Корейская мифология в целом представляет собой сочетание шаманизма, буддизма, даосизма, конфуцианства и мифологических представлений. Одним из популярных существ в корейской мифологии и во многих других культурах был лев, который выступал борцом со злом, защитником от злых духов, что нашло отражение в танцах с масками. Исполнители Танца льва «сачжачхум» надевают маску и длинное полотно, имитируя шаги животного и совершая акробатические трюки. Голова льва очень большая и глаза также непропорционально большие, чтобы хорошо видеть духов. Он охраняет людей от злых духов и иногда борется с ними.